Р.М. Глиэр

73-132-1l

Р.М.Глиэр

Глиэр — композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1938). В 1900 окончил Московскую консерваторию. (по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии.

Значительное место в творчестве Глиэра занял театр, и, в частности, балетная музыка, в которой особенно выделились соч. «Красный мак»и «Медный всадник». Балет «Красный мак» (1927, Большой театр, балетмейстер Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетмейстер Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Р. В. Захаров; с 1957 — под назв. «Красный цветок») стал первым репертуарным балетом на современный сюжет, утвердившим в современной балетной музыке (наряду с соч. Б. В. Асафьева, особенно — «Пламя Парижа») тему революции и национально-освободительной борьбы.

Передача драматической сути широких народных движений и судьбы вовлечённых в них героев потребовала от Глиэра музыкального освоения всех форм «большой хореографии» (адажио, вариации, характерные и народные танцы, массовые пляски, крупные пантомимической сцены), использования русского и китайского песенно-танцевального фольклора, яркой, полифонически многоплановой обрисовки массовых сцен.

Если при всей новизне идейно-образных задач муз. драматургия произведений Глиэра ещё несёт черты балета дивертисментного типа, то преемственная связь с музыкально-драматургическими традициями русского симфонического балета (Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Глиэра «Медный всадник» (по А. С. Пушкину, 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Захаров; Гос. пр. СССР, 1950).

Раскрытие душевного мира героев (особенно в лирико-психологич сценах), трагического столкновения судьбы, «народной и человеческой», личности «великой и малой», осуществлённое разнообразными жанровыми и стилистическими средствами оркестрово-симфонической музыки, поставило соч. в ряд лучших достижений современного балета («Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева).

Глиэру принадлежат также балеты: «Хризис» (по П. Луису, 1912, Интернациональный театр, Москва, балетмейстер Н. А. Милль), «Клеопатра» («Египетские ночи», по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТ, Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), «Комедианты» («Дочь народа» по пьесе «Овечий источник» ["Фуэнте Овехуна"] Л. де Веги, 1931, Большой театр, балетмейстер А. И. Чекрыгин; 2-я ред. «Дочь Кастилии», 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер А. В. Чичинадзе), «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю, соч. 1951—52). По заказу балетмейстера В. А. Рябцева написал симфоническую картину-балет «Запорожцы» (по картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил также новую ред. балета «Эсмеральда» Ц. Пуни (совместно с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер В. П. Бурмейстер). С 1901 Глиэр преподавал в Московской музыкальной школе (ныне Российская музыкальная академия им. Гнесиных), Киевской, Московской консерватории (с 1913 профессор)., Ученики К. Книппер; у Глиэра брали уроки Н. Я. Мясковский, Прокофьев. Глинкинские произведения (1902, 1909, 1914). Гос. пр. СССР (1946, 1948, 1950).

Рейнгольд Глиэр — многолетний председатель Союза композиторов СССР, автор первого советского балета, единственный русский композитор, трижды награждённый самой престижной музыкальной премией дореволюционной России и самой престижной премией послереволюционной, советской, России — премией им. М. И. Глинки и Сталинской премией (1946, 1948, 1950).

Биография Р.М.Глиэра

Список всех произведений Р.М.Глиэра

ВНИМАНИЕ!

C 30 января по 2 февраля 2014 года в нашей школе прошел 1 Открытый фестиваль детского творчества имени Р.М. Глиэра.

29 ноября в 19:00 состоится вечер памяти Александра Абрамовича Шегаля.

18 ноября в 15:00 для первоклассников состоялся праздник "Посвящение в Глиэровцы"

4 октября в рамках общегородской программы празднования Международного Дня музыки и акции "Ночь музыки" в Москве прошел концерт преподавателей школы.

Запишитесь в школу!

Социальные сети

Поиск